Испытания автоматизированных систем управления дорожно-строительной техникой провел Спецстрой России на космодроме «Восточный»

09.10.2013

При строительстве дорог важнейшего стратегического объекта, возводимого на территории Российской Федерации - космодрома «Восточный» - ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» применяет самые современные технологии. В рамках тестового внедрения автоматизированные системы управления установлены на различной технике (бульдозере, автогрейдере и экскаваторе) с целью демонстрации полного цикла работ.

Новейшие системы призваны повысить качество выполняемых работ, сократить трудозатраты на геодезическое обеспечение, значительно уменьшить расход горюче-смазочных материалов.

Было проведено обучение специалистов филиала «СДС №731» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» использованию инженерно-геодезического оборудования, программного обеспечения и 3D систем автоматического управления. В основе этих систем лежит заранее подготовленная цифровая модель проекта, которая загружается в бортовой компьютер машины. На компьютере инженер при помощи вспомогательных приборов осуществляет привязку фактического положения машины к цифровому плану по координатам X, Y и Z. В результате на широком дисплее компьютера появляется трехмерное изображение машины, расположенное относительно цифрового проекта будущей трассы в точности так же, как техника фактически располагается относительно проектной поверхности. Оператор просто ведет машину в заданном направлении. Слежение за работой строительных машин осуществляется с помощью технологии высокоточного спутникового позиционирования GPS/ГЛОНАСС.

В процессор машины вводится программа, в соответствии с которой дорожно-строительная техника по подобию автопилота осуществляет автоматическое или полуавтоматическое управление координатами рабочего органа в зависимости от текущего положения самой машины. На автогрейдере, бульдозере и экскаваторе система управляет поворотом рабочего органа, его наклоном и высотой расположения режущей кромки относительно проектной поверхности. Датчики контролируют расстояние от поверхности и наклон рабочего органа в соответствии с цифровой моделью проекта, постоянно выдавая информацию процессору системы. Процессор сравнивает полученную информацию с данными, на которые была настроена система, и при необходимости дает соответствующую команду на корректировку расположения в пространстве рабочего органа машины.

В результате тестирования автоматизированных систем управления выявлены следующие преимущества современного оборудования: повышение качества и точности работ, исключение необходимости переделок и дополнительного контроля, сокращение трудозатрат и времени на возведение дорожного полотна, уменьшение расхода материалов и топлива. Значительно возрастает производительность работ на различных видах техники и экономия горюче-смазочных материалов.

Операторы дорожно-строительных машин, геодезисты и инженерно-технические работники «Дальспецстроя» положительно оценили возможности автоматизированных систем управления.