Александр Истратов: три истории о профессии

06.01.2017
Александр с первого взгляда вызывает симпатию. Спокойный и уверенный в себе человек, склонен к иронии. О его профессии знают немногие, хоть, наверняка, и догадываются о ее существовании. Сам он говорит, что по дорогам ездит каждый, но… Но вот именно ему везет прокатиться по новой трассе самым первым. О своей работе он рассказал три истории.

История № 1. Техника

Машинистом асфальтоукладчика работаю уже почти 15 лет. Техника меняется прямо на глазах. Начинал на «Титане-325». Что за машина? Агрегат, на котором было все механизировано – нужно тумблерами щелкать. Вот так до начала работы попереключаешь их, чтобы задать параметры укладки, и пошел вперед. С 2009-го стал работать в Спецстрое России и пересел на «Титан-326». Там уже был установлен компьютер. Ручного управления мало, включаешь машину – запускается установленная программа, она дальше и руководит укладкой асфальта.

Теперь у меня черно-зеленый Vogel – по-немецки «птица». Ее урчание, как песня для слуха. Современный компьютер, супер-автоматика, год назад поставили 3D-навигацию, работает в постоянной привязке к спутникам. Эта «птичка», словно самый навороченный «мерседес». Компьютерная программа включает все механизмы, опускает виброплиту, сама контролирует толщину слоя асфальта и еще множество необходимых параметров.

Но ведь, как говорят: дай дурной голове ноутбук – колбасу на нем порежет. Так и здесь, даже строительному «мерседесу» нужен хороший хозяин. Риска ошибиться стало меньше, резко выросла производительность. Но все равно необходимо следить за дорогой, учитывать ее особенности – контролировать ситуацию. Голова должна крутиться на 360 градусов. Когда самосвал привозит 20-49 тонн асфальта, его надо аккуратно и равномерно пересыпать в бункер и так далее.

Конечно, Vogel и другая современная техника у знатоков вызывают восторг. Но моей первой любовью был и остается «Титан-325».

История № 2. Работа

На асфальтоукладчиках нет кабины, тем более печки или кондиционера – не все для наших широт приспособлено. Работаем на открытом воздухе: ветер, дождь – мокнем, но держимся. Благо, что асфальт лучше укладывать при плюсовых температурах.

Как-то на северном космодроме Плесецк готовили дорогу на площадку № 35, по соседству в городе Мирный строили новые улицы. Чтобы успеть до холодов, смены там, порою, длились целые сутки. Хотя белой ночью даже хорошо – комаров нет. Спят, наверное.

На асфальтоукладчике два кресла – справа и слева. Еще передвижной пульт, чтобы контролировать кромку слоя с обеих сторон. Думаю, что главная сложность моей профессии в том, что асфальт надо класть непрерывно. Чем меньше холодных стыков, тем качественнее получается дорога. Поэтому у нас нет такого понятия «обед по расписанию»,  работаем от рассвета до последней машины, подвозящей материал. 

Кстати, на Плесецке мы познакомились с тогда еще молодым лейтенантом, мастером СМУ Алексеем Кутузовым. Через 8 лет он стал начальником нашего Орловского филиала. У него были свои знания, у нас свой опыт — быстро притерлись друг к другу. Да и в целом у нас в филиале хороший подобрался коллектив. Чтобы куда-то уйти, никто не думает.  

История № 3. Качество

По первой профессии я механизатор. Еще в школе убирал хлеб на комбайне «Нива». Мой напарник Николай Трубицын – кум и сосед, мы из одной деревни. 15 лет вместе работаем, понимаем друг друга с полувзгляда. Я — за штурвалом. Он — на виброплите, смотрит: где поджать, где раздвинуть, чтобы красиво получилось, где колодец пропустить. Потом меняемся, ведь невозможно часами на одном месте сидеть рядом с горячим асфальтом.

В 2016 году работали на реконструкции Старосимферопольского шоссе в Подмосковье. Было задействовано два асфальтоукладчика: наш и Михаила Горенёва с Эдиком Трошиным. В смену укладывали по 3000 тонн асфальта. А рекорд состоялся, когда два наших «фогеля» выдали 3500 тонн – супер результат! Самосвалы подходили один за другим, и мы их лузгали, как семечки,  без перекура и обеда. Но на итоговый результат работают сотни человек. Так что это не наш персональный рекорд, а всего Орловского филиала!

Российские дороги принято ругать. А я так скажу, срок службы полотна сильно зависит от качества асфальтовой смеси, которую доставляют с завода. Могут привезти с опозданием по времени или «пережжённый» асфальт, то есть сухой, в котором мало битума. Смесь тогда коричневая, ровно не укладывается и не укатывается. Для этого у нас всегда есть лаборатория, которая смотрит паспорт груза, проверяет качество – брак отсылаем обратно. 

С другой стороны – я сам водитель, много езжу и вижу, как гробят дороги. Фуры идут с большим перегрузом, продавливают колею. Особенно, когда летом жара в 30 градусов. Советские дороги не были рассчитаны на такую эксплуатацию. Думаю, что в последние годы мы научились их строить лучше. Вот только страна у нас большая, сразу все и везде не переделаешь!