Павел Челогузов: от чертежей к визуализации

08.01.2017
В уходящем году Центральное проектное объединение Спецстроя России активно использовало инновационные решения в проектировании. Начальник отдела проектирования генерального плана ЦПО Павел Челогузов рассказал о современных подходах, ускоряющих создание проектов и о выходе в виртуальную реальность.

— Павел, какие проекты уходящего года вы можете назвать наиболее интересными?

— Если говорить о наиболее интересных решениях, то они были использованы на первом этапе аэродрома Чкаловск. Аэродром строился методом саркофага, то есть существующее покрытие не разрушалось, на него наращивалось новое: выкладывалась прослойка из щебня, а далее — новый конструктив. На втором этапе мы сосредоточились на размещении радиотехнического оборудования для обеспечения безопасных полетов. В настоящий момент проект успешно прошел экспертизу, документация передана заказчику.

Еще одним интересным объектом 2016 года стал аэропорт Моздок. Из четырех запланированных по нему этапов уже пройдены первый и третий, второй и четвертый в настоящее время находится на согласовании в органах военного управления. Главная особенность работ по этому объекту —максимально быстрое проектирование и введение в эксплуатацию. 

— Какие еще объекты находились в работе в 2016 году?

— Казармы в Богучарах — это типовой проект. Здесь не было необходимости в применении прорывных, инновационных идей. Недавно была введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса в Кореновске, в начале 2016 года прошло торжественное открытие полосы в Приволжском. Кстати, здесь была применена интересная технология испарительных бассейнов. Дело в том, что по классической схеме очистки, вода собирается в лотки, затем через водосточно-дренажную сеть попадает в очистные сооружения, а далее, с соблюдением всех экологических норм, сбрасывается в водоемы. В Приволжском воплощение этой схемы было невозможным из-за отсутствия вблизи аэродрома подходящих водных объектов. И мы построили испарительный бассейн, в котором очищенная вода скапливается, а затем постепенно испаряется.

— Вы принимали участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2016»?

— Да, на стенде Федерального агентства специального строительства я представлял проект «Виртуальная реальность». Наша презентация включала в себя интерактивный план военного городка, а также очки виртуальной реальности. Сама идея этой технологии возникла у нас примерно в начале 2016 года, и была очень быстро воплощена в жизнь. От создания рабочей группы до полной готовности прошло около двух месяцев. Достичь такой скорости удалось за счет проделанной проектировщиками большой работы. Это был непрекращающийся творческий процесс, мозговые штурмы, ежедневные совещания, во время которых было высказано много идей и предложений. Результат превзошел наши ожидания — невероятный интерес со стороны посетителей форума, вопросы, слова одобрения, обсуждение дальнейших перспектив.

Основная цель проектирования в виртуальной реальности — это уход от сухого языка чертежей, понятного в основном только специалистам, к наглядности — визуализации объекта.

— Как давно вы работаете в Спецстрое России?

— В Центральном проектном объединении я тружусь уже 3,5 года. Начинал с должности помощника главного инженера и постепенно дорос до начальника отдела. А в целом мой опыт в проектировании более восьми лет, из которых порядка пяти лет я занимаюсь именно аэродромами для Министерства обороны: сначала в рамках гражданской структуры, а после уже в ЦПО. Имею профильное образование, закончил Московский автомобильно-дорожный институт по специальности «Строительство дорог и аэродромов». Своей работой я полностью доволен, мне нравится созидать, искать оптимальные решения, наблюдать, как чертежи на бумаге превращаются огромные и важные объекты.

— В командировках бываете часто?

— Достаточно часто посещаю объекты для осуществления авторского надзора за правильностью реализации проекта. Ведь строители видят объект иначе, чем проектировщики. Наша задача — снимать вопросы строителей, которые возникают в процессе работы. С авторским надзором я бывал на аэродромах «Степь», Приволжский, Кореновск, посещал Кубинку, где, кстати, в 2014—2015 году были применены инновационные для того времени решения, например, безбордюрная технология.

— Были ли в 2016 году личные достижения?

— Не так давно участвовал в Московском марафоне: пробежал 42 километра. Честно говоря, было нелегко, особенно на последних километрах, хотя я считаю себя спортивным человеком. Люблю лыжи, сноуборд, бег. Рад, что решился на такой спортивный подвиг и смог преодолеть всю дистанцию.

В 2016 году Павлу Челогузову была вручена медаль Спецстроя России за участие в строительстве космодрома Восточный. Вместе с коллегами он участвовал в разработке генплана прицеховой территории. Кроме того, он неоднократно награждался почетными грамотами и знаками отличия, а также в течение двух лет его фотография находится на доске почета Центрального проектного объединения.