Михаил Ташлык: «Море забот Южного главка»

30.05.2014
Источник: Журнал «Спецстрой»
Текст: Владимир Сосницкий,
корреспондент газеты «Красная звезда»,
специально для журнала «Спецстрой»
Фото: Денис Яковлев


Термин «градообразующий», пожалуй, в самом прямом смысле можно отнести к деятельности Главного управления специального строительства по территории Южного федерального округа. Семидесятилетняя история предприятия включает интенсивное послевоенное восстановление Новороссийска, его цементных заводов, строительство промышленных предприятий, социальных объектов, газификацию и создание системы водоснабжения.

Гидротехническая специализация значительно расширила строительную географию 4-го Главка. Трудовой почерк спецстроевцев из Новороссийска с каждым днем становится все более узнаваемым в Мурманске и Североморске, Калининграде и Балтийске, Северодвинске, во Владивостоке и на Камчатке. Ждут специалистов Главка и другие крупные проекты по строительству и реконструкции гидротехнических сооружений. Масштабная перспектива — восстановление полноценной структуры главной базы Черноморского флота в теперь уже российском Крыму. Обо всем этом рассказывает начальник Главного управления специального строительства по территории Южного федерального округа при Спецстрое России генерал-майор запаса Михаил Ташлык.

— Михаил Петрович, минувший год, наверное, для вашей организации стал рекордным по своей событийности?

— Динамика и объем наших работ резко возросли еще с 2012 года, когда прошла масштабная реорганизация в системе Спецстроя России. С тех пор наш Главк «снял погоны», но ничуть не изменил свое назначение и подход к выполнению государственных задач в сфере оборонного строительства. Сейчас мы значительно расширили географию своей деятельности, на порядок увеличили объемы производственных задач. Новая территория нашей ответственности теперь охватывает гидротехнические объекты всего Военно-морского флота России. Третий год наши новые филиалы успешно работают на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах. И, конечно, мы продолжаем обустраивать базы Черноморского флота, включая Севастополь, где после возвращения Крыма в Россию предстоят внушительные объемы работ, связанных с реконструкцией и капитальным ремонтом морских береговых сооружений. Новую значимость в связи с этим приобретают и другие порученные нам строительные объекты.

— Судя по недавним посещениям Министра обороны Сергея Шойгу объектов, возводимых Спецстроем России в интересах Министерства обороны на Камчатке и Владивостоке, этот регион — в зоне особой ответственности 4-го Главка?

— Неоднократно посетив объекты флота в разных уголках нашей страны, Министр обороны недавно дал хорошую оценку качества труда коллектива. Надо сказать, что руководство Министерства обороны всегда уделяет особое, пристальное внимание всем возводимым нами специальным объектам, при этом жестко спрашивает за любой сбой в производственных графиках.
Причалы для будущего базирования субмарин нового поколения типа «Борей» в Вилючинске мы строим с учетом повышенной сейсмоустойчивости, применяем передовые технологические решения, новейшие материалы и технику. Кроме того, нашими водолазами проведены сложные работы по очистке дна от множества посторонних предметов. Там создается целая система флотских объектов — от современных пирсов и пунктов энергоснабжения до складов и жилой зоны. Предстоит очень сложная работа, будут создаваться не простые причалы, а целые комплексы сооружений и коммуникаций, чтобы обеспечить надежную стоянку кораблей и подводных лодок без лишнего расхода ресурса двигателей и энергетических установок.
В дальневосточной бухте Малый Улисс вскоре тоже появится новый городок с мощной инфраструктурой. Объекты, возводимые здесь специалистами одного из наших управлений под руководством опытного инженера-гидротехника Александра Калистратова, составят основу пункта базирования сразу нескольких корабельных соединений и должны будут в обозримом будущем принять поступающие на вооружение Тихоокеанского флота вертолетоносцы и боевые корабли новых проектов. Причальная линия, на которой уже ведутся строительство и реконструкция, протянулась более чем на два с половиной километра. Начальный этап работ должен быть завершен к октябрю следующего года, второй этап — к концу 2017 года, когда пункт базирования будет полностью готов к эксплуатации. График работ достаточно плотный, но мы намерены не отступать от него ни на шаг.

— На противоположной — западной оконечности России, у берегов Балтики, ваше предприятие тоже развернуло широкий фронт работ. Какова их особенность?

— Новая причальная инфраструктура для швартовки и базирования кораблей различных классов создается на главной военно-морской базе Балтийского флота — в городе Балтийске. В настоящее время, в соответствии с принятыми планами, в гаванях Балтийской военно-морской базы проводится капитальный ремонт причального фронта. В частности, заменяются коммуникации, обеспечивающие стоянку и базирование кораблей, ведутся дноуглубительные работы. Общая протяженность нового причального фронта составит около трех километров. Объем грунта, который предстоит поднять при выполнении дноуглубительных работ, превышает 1,3 миллиона кубометров. Работы проводятся Балтийским гидротехническим строительным управлением, на объекте задействованы свыше 180 специалистов и около 50 единиц различной специализированной строительной техники. Проведение строительных работ осложняется периодическим обнаружением боеприпасов времен Великой Отечественной войны.
Причальная инфраструктура создается с перспективой поступления на флот кораблей нового поколения и будет способна обеспечить базирование кораблей от 3-го до 1-го ранга: БДК, «сторожевиков», корветов, фрегатов, эсминцев. В результате модернизации повысится безопасность стоянки и базирования кораблей флота независимо от гидрометеоусловий. Окончание работ запланировано на конец 2015 года.

— В зимней сочинской Олимпиаде ваш Главк ведь тоже поучаствовал?

— Да, и прежде всего, — в качестве строителя некоторых ее объектов. В горных районах наши подразделения построили достаточно сложную дорогу. На горной реке пришлось возводить подпорные стены длиной более двух километров и высотой 5–8 метров из монолитного железобетона с плотным армированием. Наши дорожники занимались устройством подъездов к санно-бобслейной трассе, фристайл-центру, сноуборд-парку и горной Олимпийской деревне. Прокладка дороги в горной местности сопряжена со строительством монолитных бетонных подпорных стен и с укреплением откосов, а это — наше «фирменное» дело. Не обошлось без участия наших гидротехников и оборудования прибрежной зоны олимпийского Сочи. Но основной объем в столице зимней Олимпиады нами был сделан на объектах специального назначения. Эти объекты скрыты от глаз зрителей, но сыграли немаловажную роль в обеспечении безопасности проведения спортивных состязаний. Так что в успехе Олимпиады есть и наш небольшой вклад.

— Год назад Министерство обороны утвердило «План обустройства первоочередных военных городков на период 2013—2014 годов и на перспективу до 2017 года». Что из этого плана сегодня претворяют в жизнь строители вашего предприятия?

— Практически за год мы построили целый военный городок для 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии на полигоне «Раевский». Парковая зона, оснащенная оборудованием для заправки, осмотра и ремонта, рассчитана на 720 единиц военной техники. Административно-жилой комплекс позволяет разместить сразу несколько батальонов личного состава.
В нынешнем году мы сдаем в эксплуатацию десантникам новый комплекс зданий и сооружений в самом Новороссийске. Здесь предусмотрены медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания с банно-прачечным отделением, контрольно-пропускной пункт, складская база, учебный корпус, а также новое здание штаба дивизии.
В рамках плана идут масштабные работы и в других военных городках Южного военного округа. В числе первоочередных — пункты базирования войск в районах Невинномысска, Ставрополя, Анапы, Армавира и Калиновской. Работы на этих объектах будут завершены в 2014 году. Наши специалисты возводят в частях современные типовые спортивные учебные тактические комплексы типа «Атлант» и «Старт». Первый, в частности, оснащен плавательным бассейном и всем необходимым оборудованием для тренировок в составе подразделений. На одном из полигонов в Краснодарском крае мы построили хранилища, необходимые для поступающей в войска современной военной техники. Эти работы пришлось проводить в поставленные заказчиком рекордно короткие сроки.
В последнее время нашими стройуправлениями были реконструированы специальные объекты в военных городках, расположенных в Чеченской Республике близ населенных пунктов Шали, Борзой, Калиновская и Ханкала. Кроме того, в станице Калиновской к началу прошлого учебного года за короткий срок к первому сентября была построена школа для детей военнослужащих, обустроенная по всем современным требованиям.

— Как Южный главк Спецстроя России справляется с таким грузом ответственности?

— Возведение уникальных гидротехнических объектов оборонного комплекса особенно требует от нас модернизации строительных технологий, применения современных образцов плавсредств и водолазного оборудования. Важным становится и неизменное повышение качественного уровня и безопасности производства. Кроме того, если раньше мы были просто военно-строительной подрядной организацией, то сейчас осуществляем еще и функции заказчика и проектировщика. А это требует внедрения передовых методик комплексного менеджмента.
Если менее десяти лет назад в производственных оборотах мы оперировали десятками миллионов рублей, то с нынешним увеличением объемов работ речь идет уже о десятках миллиардов. Это потребовало от всего коллектива пересмотреть алгоритм работы, перейти на электронную систему управления строительными процессами, делопроизводства, в том числе и платежей. Без инноваций сегодня в строительстве работать невозможно. Если постоянно не увеличивать производительность труда, не сокращать издержки и затраты, то на этом рынке сложно удержаться. Мы ведь фактически работаем в рыночных условиях, несмотря на то что управление выполняет работы на оборонных объектах. Мы покупаем материалы, участвуем в торгах, конкурсах. Но именно рыночные отношения не дают нам застаиваться в своем развитии.

— А как сказалась на рабочей атмосфере 4-го Главка смена статуса военной организации на гражданскую?

— В душе мы все остались военными инженерами — это можно заметить и по выправке ведущих специалистов, и по их личной дисциплинированности, готовности работать не только ради денег, но и ради созидательных дел на благо страны. Преданность профессии строителя — составляющая патриотического чувства. И она формируется годами, традициями, настроем людей. Хочу сказать спасибо всему коллективу, сохранившему и поддерживающему своими делами доброе имя наших предшественников. Особый поклон — офицерам, которые, сняв погоны, в настоящее время трудятся уже в качестве гражданских специалистов, за понимание и преданность своей профессии. Это люди воинской и трудовой чести, составляющие надежный костяк организации. Это и наши трудовые династии... Если взяться рассказать обо всех работающих у нас высококлассных специалистах, то получатся весьма увесистые тома повествований. Есть у нас и ветераны, есть у нас и достойная уважения молодежь, наследники прославленных тружеников — военных строителей.
На счету наших молодых, но умелых организаторов Артема Докукина, Александра Калистратова, Сергея Колесенко десятки значимых объектов в различных гаванях Военно-морского флота. Когда возникла необходимость, они узким составом специалистов и целыми подразделениями перебазировались в Балтийск, в Североморск, во Владивосток и на Камчатку, где развернули широкий фронт гидротехнических работ. По итогам минувшего года наш инженер из Балтийска Александр Голубев стал победителем в номинации «Лучший начальник строительного участка» Спецстроя России. А весь этот объект признан самым успешным в номинации «Лучшая стройплощадка». Стабильные результаты показывает Гидротехническое управление Северного флота под руководством Сергея Колесенко.
Носителями лучших профессиональных качеств спецстроевцев всегда были и остаются наши передовые прорабы и мастера — Михаил Щеглов, Владимир Пресняков, сварщик Владимир Санников, ставший по итогам минувшего года лучшим в своей профессии в Спецстрое России, отменные специалисты рабочего профиля Владимир Кузнецов, Игорь Сердюк и многие другие наши коллеги. Главное богатство нашего предприятия — это люди. Именно люди, преданные общему делу, составляют основу мощного созидательного потенциала нашей организации, которая в этом году отмечает свое 70-летие в официальном статусе лучшего предприятия Спецстроя России.

— Поздравляем с трудовым юбилеем и желаем новых достижений в благородной созидательной деятельности!