История

this is pictureПостановлением СМ СССР от 31.03.1951 г. № 1032-518 ССОП создано Управление строительства № 565 в составе МВД СССР, правопреемником его стало Главное управление специального строительства, образованное 13 июля 1953 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, а также приказом Министра среднего машиностроения № 7, с целью создания в кратчайшие сроки системы ПВО вокруг г. Москвы. В октябре 1953 года в составе Спецстроя организовано Ленинградское Управление для строительства спецобъектов системы ПВО.

this is picture

С 1955 года масштаб деятельности Спецстроя расширяется, в различных регионах осуществляется строительство объектов космических исследований, к которым относятся Центр управления полетами (ЦУП) в г. Калининграде, завод "Энергомаш" в г. Химки, завод "Прогресс" в г. Самаре, испытательные стенды в г. Верхняя Салда и многие другие.

this is picturethis is pictureЭто послужило успешной реализации космических программ и вывода на орбиту таких космических кораблей-спутников, как "Союз-Аполлон", "Союз-М" и "Салют", выполнения программы "Энергия Буран". На протяжении всей деятельности Спецстрой осуществлял строительство объектов авиационной промышленности. Это позволило фирмам А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина, М.Л. Миля освоить выпуск передовой авиационной техники.

this is pictureВозведены и реконструированы Тушинский машиностроительный и Жуковский экспериментальный заводы, фирмы "Зенит", "Знамя труда", "Стрела", "Салют", Саратовский и Воронежский авиазаводы, Московский и Ухтомский вертолетные заводы и другие комплексы.

С 1970 года строители Северодвинского управления Спецстроя участвовали в создании производственных мощностей по строительству и ремонту атомных подводных лодок.

this is picture

За пять десятилетий сданы в эксплуатацию сотни производственных корпусов, среди которых Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Воронежский механический завод, Самарский завод Гидроавтоматики, "Ижмаш", "Ижавто"-крупнейшее в России предприятие по выпуску автомобилей и мотоциклов, "Ижсталь".
В городе Москве построены инженерные корпуса для НИИ телевидения, НИИ автоматической аппаратуры, в г. Воронеже - объекты НИИ связи, в г. Санкт-Петербурге - ОКБ "Радуга" и многие другие.

this is pictureОбладая собственной мощной стройиндустрией, Спецстрой год за годом осваивал выпуск новых, прогрессивных серий жилых домов.
За эти годы построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском к Олимпиаде-80.

За выполнение государственных заданий по строительству и реконструкции объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение, многие подразделения Спецстроя награждены правительственными наградами: орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, рядом юбилейных и памятных знаков за победу в соцсоревновании.

this is pictureЗа самоотверженный труд, выдающиеся успехи в строительстве, 5 человек удостоены звания Героя Социалистического Труда, 7 человек стали лауреатами Государственной премии, 103 человека носят почетное звание "Заслуженный строитель РСФСР".
Огромный вклад в становление и развитие Спецстроя внесли выдающиеся организаторы производства-руководители Спецстроя- Герой Социалистического труда генерал-майор Мальцев Михаил Митрофанович, Герой Социалистического Труда генерал-полковник Золотаревский Николай Иванович, генерал-полковник Мартынов Валерий Васильевич.

this is pictureСооружение важнейших объектов оборонного и народнохозяйственного назначения за этот период велось под руководством крупных организаторов производства, высококвалифицированных инженеров: генерал-лейтенантов Худенко В.А., Сахарова М.Г., Серогнедова Е.Ф., генерал-майоров Мельника И.Г., Демидова А.М., Кикнадзе О.И., Догадина О.П., Писаренко Н.И., Куманяева Н.В., Каракулько Р.Н., Полякова А.И., Коваленко Г.Л., Сарокваши В.Ф.

С 1997 года в Спецстрой России входит УССТ № 7 "Дальспецстрой", созданное Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 ноября 1979 года при Главном управлении специального строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья.

В 80-е годы при участии военных строителей "Дальспецстроя" в различных регионах Дальнего Востока и Забайкалья были возведены десятки объектов оборонных отраслей промышленности общей площадью 250 тысяч квадратных метров.

this is pictureК ним относятся заводы "Парус" и завод им. Гагарина в Хабаровском крае, завод "Полимер" в г. Амурске, завод "Амур" в г. Партизанске, завод "Красный вымпел" по строительству и реконструкции подводных лодок в г. Большой Камень, радиозавод в г. Гусиноозерске, моторостроительный и приборостроительный заводы в г. Улан-Удэ.

this is pictureОсобое место в деятельности "Дальспецстроя" занимало строительство объектов социальной сферы и жилья.
За период 1980-1996 года военными строителями построено общеобразовательных школ на 6126 учебных мест; детских дошкольных заведений - на 5280 мест; больниц - на 500 мест.

В рамках выполнения Федеральной программы строительства жилья для военнослужащих за этот период построено квартир общей площадью 67,7 тысяч квадратных метров, благоустроенное жилье получили 1140 семей военнослужащих.

В городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ, Советской Гавани и других гарнизонах построены типовые городки ВСО.

this is pictureВоенные строители "Дальспецстроя" принимали главное участие в строительстве магистрального газопровода между городами Комсомольск-на-Амуре - Солнечный-Амурск, реконструкции и прокладке тепловых сетей в г. Хабаровске.

В соответствии со специальным Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 13 февраля 1942 г. № 187-102с в составе Народного Комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от гитлеровских захватчиков.

this is pictureВ период Великой Отечественной войны военно-восстановительные батальоны своими подразделениями выполняли аварийно-восстановительные и монтажные работы по связи в Москве и Подмосковье, а также в г.г. Ленинграде, Арзамасе, Горьком, Казани, Куйбышеве, Сталинграде и др.

С 1956 года начался новый период для частей связи ВВУ - период начала строительства новых кабельных и радиорелейных линий связи передающих радиоцентров и других средств связи в крупных городах Советского Союза.

this is pictureВ 1963 году сформированы специально для строительства тропосферных радиорелейных станций "Горизонт-М" 4 военно-строительных отряда, которые начали строительство 43 радиорелейных станций в труднодоступных районах Арктического и Тихоокеанского побережья общей протяженностью 14000 км и к 1970 году все 43 станции были построены и сданы в эксплуатацию.

Воинские части ВВУ в короткие сроки, совместно с Трестом "Радиострой" и местными организациями, установили и смонтировали оборудование наземных космических станций "Орбита", в результате обеспечили прием центральных программ телевидения более чем в 30 пунктах наиболее отдаленных областей страны.

В ходе строительства Байкало-Амурской железной дороги батальоны связи совместно с УС-1 построили РРЛ вдоль всей трассы БАМ от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре протяженностью 2830 км.

Значительные силы воинских частей ВВУ в 1975-1980  годах были задействованы на важнейших стройках мощных радиоцентров более чем в 20 крупнейших городах страны, а также были привлечены к выполнению работ на строительстве олимпийских объектов.

За успешное выполнение заданий по строительству объектов связи оборонного значения Военно-восстановительное управление 22 мая 1980 г. было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Приказом Министра связи Российской Федерации от 25.12.1991 года № 425 Военно-восстановительное управление переименовано в Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Министерства связи Российской Федерации.

 Личным составом подчиненных воинских частей и офицерами ГВЭВУ была выполнена большая работа в зоне чрезвычайного положения на территории Ингушской Республики, Северной Осетии и Чеченской Республики.

Постановлением Совета Министров № 272, объявленным Приказом Министра обороны № 0185, в 1988 году было создано Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны.

Главная задача - строительство автомобильных дорог общего пользования и для внутрихозяйственных нужд в рамках программы "Дороги Нечерноземья". Начальником ЦДСУ был назначен генерал-полковник Аракелян С.Х.

Фронт строительных работ охватывал территории девяти Российских областей (Архангельской, Вологодской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Свердловской) и Удмуртской АССР.

this is pictureЗа период с 1988 по 1992 годы было построено более 2-х тысяч километров автомобильных дорог. В связи с необходимостью участия воинов-дорожников в выполнении программы "Дороги России", Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года  №1550 ЦДСУ МО было реорганизовано в Федеральное дорожно-строительное управление при Министерстве обороны (ФДСУ).

this is pictureВ 1994 году в составе ФДСУ было сформировано Управление ДСК в г. Сургуте для строительства автодорог на территории Тюменской области в зоне нефтяных и газовых месторождений, в 1995 году - Управление Хабаровского ДСК для руководства строительством автодороги Чита-Хабаровск-Находка.

География строительства расширилась от Архангельской области до Приморского края, охватывая территории более 20 административно-территориальных субъектов РФ, практически всех военных округов.

this is pictureЗа период своего существования ФДСУ построено около 7 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 5,2 тысячи километров дорог общего пользования, отсыпано более 104 миллионов кубических метров земполотна, построено 266 мостов и 6600 водопропускных труб.

this is pictureВ целях совершенствования деятельности, ФДСУ из Министерства обороны РФ Указом Президента Российской Федерации №1066 от 6 октября 1997 года было передано Федеральной службе специального строительства Российской Федерации.

В последние годы Спецстрой России осуществляет конверсию военных производств, реализацию государственных программ по уничтожению химического вооружения, занимается обустройством российских войск, выведенных с территорий других государств, строительно-восстановительными работами в Чеченской Республике.

Для реализации целевых комплексных программ Спецстроем России производится целенаправленная структурная перестройка, модернизация, переориентация собственного промышленного производства на выпуск конкурентоспособной высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам.

В современных условиях Спецстрой России является крупной мобильной строительной организацией, способной реализовывать ответственные заказы.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 Федеральная служба специального строительства Российской Федерации (Спецстрой России) переименована в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 утверждено Положение о Федеральном агентстве специального строительства.