Антикоррупционная экспертиза

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96. 

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов Спецстроя России,  затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, Спецстрой России размещает эти проекты на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. 

Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, принимаются:  
  • по адресу электронной почты expertiza@spetsstroy.ru 
  • по почтовому адресу: 117556, г. Москва, ул. Болотниковская, д. 4 «в». 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1070 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федерального агентства специального строительства, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» на официальном сайте Федерального агентства специального строительства есть специальная страница «Проекты актов Спецстроя России»(∗), на которой размещаются проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, проекты нормативных правовых актов Спецстроя России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разработанных Спецстроем России. 

_______________________________________ 
∗) страница «Проекты актов Спецстроя России» активна (доступна) только при наличии опубликованного проекта (проектов) НПА. 

Одновременно с их размещением на специальной странице, на главной странице сайта (в разделе «Анонсы») размещается сообщение об опубликовании проекта нормативного правового акта на сайте http://regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Сервис позволяет независимым экспертам (физическим и юридическим лицам), уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы (в соответствии с приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность»), формировать и отправлять заключения по проектам нормативных правовых актов в Спецстрой России. Все заключения независимых экспертов фиксируются в электронном журнале и передаются на рассмотрение ответственным должностным лицам. 

Оказание содействия в совершенствовании качества правового регулирования путем устранения коррупциогенных норм, обеспечение режима законности являются важными задачами, стоящими перед независимыми экспертами. 

Приступая к проведению экспертизы, независимый эксперт должен понимать, что под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов Спецстроя России понимается деятельность независимых экспертов, получивших в Министерстве юстиции Российской Федерации аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, по выявлению положений нормативных правовых актов Спецстроя России, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенных факторов), и выработке предложений по их устранению. 

Независимый эксперт при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов руководствуется Методикой проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». 

Результаты проведения независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 октября 2011 № 363 «Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы». При этом обращается внимание на то, что при получении заключения, не соответствующего форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, в Спецстрое России оно будет рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Помимо этого, независимому эксперту при проведении независимой антикоррупционной экспертизы необходимо учитывать, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются: 

  1. широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);  >
  2. определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; 
  3. выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); 
  4. чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; 
  5. принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; 
  6. заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; 
  7. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; 
  8. отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
  Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: 
  • наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; 
  • злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; 
  • юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. 

Независимый эксперт, проводящий антикоррупционную экспертизу, в ходе экспертизы и при подготовке заключения по ее результатам должен избегать перехода от антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта к вопросам общей правовой экспертизы, обсуждению иных проблем качества и целесообразности принятия нормативного правового акта или отдельных его норм. Вопросы, выходящие за пределы независимой антикоррупционной экспертизы, в рамках рассмотрения заключения учитываться в Спецстрое России не будут. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению в Спецстрое России в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину, проводившему независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. 

Также обращается внимание независимых экспертов на то обстоятельство, что, согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведение ими независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется за счет собственных средств.